Ежедневный Журнал
вівторок, 28 червня 2011 р.
ЦВЕТЫ ВРЕМЁН ОККУПАЦИИ (в проекте Плач России)
Этот художественно-публицистический фильм рассказывает о «дьявольском слоёном пироге» германского оккупационного режима времён Великой Отечественной войны, о разном отношении к оккупантам, навсегда разделившем людей -- вчерашних граждан СССР, на два непримиримых лагеря. Используя уникальные архивные кадры, доныне практически не известные зрителю, авторы анализируют причины, по которым, в конечном счёте, провалилась попытка нацистов «искоренить недочеловеков». Говорит ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВ -- один из авторов фильма «Цветы времён оккупации»: -- Мы чрезвычайно мало знаем о бытовой жизни в оккупации. Известны герои, известны мученики, известны негодяи, а вот как жил средний человек? На него совершенно неожиданно обрушились испытания, к которым он был не готов. Как он с ними справлялся?.. Меня это очень интересовало. Монтажный видеофильм «Цветы времён оккупации», состоит из четырёх глав: «КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ», «ГЕТТО», «ОСТАРБАЙТЕРЫ», «ЛЕГИОНЕРЫ». Каждая глава -- вариант судьбы человека в оккупации. «Коллаборационисты» -- человек, приспосабливающийся к обстоятельствам. «Гетто» -- человек, обречённый на уничтожение. «Остарбайтеры» -- человек, увезённый из России на работу в Германию. «Легионеры» -- человек, сотрудничающий с немцами по идейным мотивам. Сверхзадача была простая, точнее, их было две. Первая -- чисто толстовская. «Мне отмщение, и аз воздам!». Не нам судить. Я не имею права судить людей, оказавшихся в оккупации. Уверен, что наши современники вообще не имеют права их судить по той простой причине, что никто не знает, как он сам повёл бы себя в подобной ситуации. Вторая: можно ли людей разделять так категорически -- вот герои, вот предатели?.. Есть множество градаций между этими понятиями. Одна из них основана на бытовой структуре жизни. Для меня это очень важно. Ну, в чем виноват мальчик, который ест мороженое на улице оккупированного города? Или женщина, торгующая на рынке? В чем виновата мать, которой надо спасти своих детей и вырастить их в нечеловеческих условиях?.. Я не пытаюсь переписывать историю. То, что я делаю, можно скорее назвать «заметками на полях большой истории». В «Палестине» меня мало интересовали становление государства Израиль и его взаимоотношения с арабскими соседями, а в «Цветах времён оккупации» меня не занимает ни общая история II Мировой, ни общая история партизанского движения, ни даже общая история коллаборационизма. Мне интересно то, что, как правило, не замечается. Мальчик, пускающий бумажные кораблики, мне интереснее Гитлера и Сталина (журнал «Искусство Кино» - №11/2001).
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар